НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ПАЦИЕНТОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ МОЗГОВЫХ ПОРАЖЕНИЙ

Этой теме были посвящены 3 дня занятий по нейропсихологии. Слушатели учебного цикла – психологи, логопеды, специалисты  отделениями  медицинской реабилитации учреждений здавоохранения Тюменской области.

Наталья Малюкова, нейропсихолог, кандидат психологических наук (г. Москва): «Мы рассматриваем особенности восстановления когнитивной сферы у пациентов с последствиями мозговых поражений: памяти, внимания, мышления, речи.   Уделили внимание  специфике работы с пациентами с когнитивными нарушениями, их адаптации в стационаре. Отдельный разговор о том,  как общаться специалисту с родственниками пациентов, как обучать родственников общению с пациентами, как помочь врачам наладить контакт с пациентами с нарушением речи».

Заключительный день семинара посвятили афазии (отсутствие речи) как нейропсихологическому синдрому нарушения речи. С помощью видеодемонстрации и видеоразборов пациентов специалисты разобрали частые ошибки в ходе диагностики афазии. Познакомились  с основными приемами и схемами работы.

Наталья Малюкова отметила прекрасные условия в Градостроителе для восстановления пациентов: окружающий лес, большой лечебный центр, просторные и комфортные помещения .

  1. Основные понятия нейропсихологии : высшая психическая функция, симптом, синдром, фактор, качественный синдромный анализ. Видео демонстрация клинического случая.
  1. Нейропсихологическая диагностика в неврологической клинике: показания и противопоказания, методическая организация обследования, схема и процедура обследования, конспектирование хода обследования, качественный анализ результатов. Частые ошибки специалистов в ходе диагностики.
  1. Особенности нейропсихологической симптоматики у пациентов с последствиями инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, опухолей головного мозга. Факторы, препятствующие когнитивному восстановлению пациентов.
  1. Коррекционная работа с пациентами с тяжелыми когнитивными нарушениями. Приемы и методы восстановления осознанности, ориентировки, памяти, произвольности. Рекомендации родственникам.

 

23 сентября 2023, суббота

  1. Нейропсихологическая диагностика и восстановление памяти: виды памяти, параметры мнестической деятельности, пробы для оценки памяти и особенности их проведения, конспектирование и анализ результатов исследования слухо-речевой и зрительной памяти. Особенности памяти у пациентов с поражениями разной локализации. Принципы восстановления памяти. Работа с памятью у пациентов со средними и легкими когнитивными нарушениями. Видеодемонстрация клинического случая. Освоение слушателями технологии тестирования в парах.
  1. Система работы с кинезиологическими мешочками (bal-a-vis-ex ) в реабилитации пациентов с легкими и средними когнитивными дефицитами (оборудование, показания и противопоказания, основные типы упражнений, результаты) – освоение базовых упражнений в ходе занятия.

 

24 сентября, воскресенье

  1. Афазия как нейропсихологический синдром нарушения речи. Классификация афазий А. Р. Лурия – закономерный симптомокомплексы нарушений разных видов речи. Нейропсихологическое исследование афазий, схема исследования речи, методы и методики исследования речи. Видео демонстрации и видеоразборы пациентов с моторными и сенсорными афазиями. Частые ошибки специалистов в ходе диагностики. Преодоление афатических нарушений. Основные приемы и схемы работы. Методический материал. Рекомендации медперсоналу и родственникам по общению с пациентами с афазией.
  1. Завершение учебного цикла, подведение итогов, ответы на вопросы слушателей.